"Суздальские книжники"
Проект к 1000-летию города Суздаль
Основные события
1
1024 г
Первое упоминание о Суздале в Лаврентьевской летописи в связи с восстанием волхвов
2
1101-1102 г
Сооружение крепостных валов с рубленными стенами и тремя воротами
3
1238 г
Захват Суздаля татарами
4
ок 1350 г
Перенесение столицы из Суздаля в Нижний Новгород
1
1445 г
Битва Василия II Тёмного с татарскими царевичами Мамутеком и Якубом
2
1608-1610
Суздаль под властью пана Лисовского
3
1855 г
Первая публикация "Исторического собрания о богоспасаемом граде Суждале" Анания Фёдорова
4
1967 г
Суздаль входит в состав туристического маршрута "Золотое кольцо"
Исторические памятники Суздаля
Собор Рождества пресвятой Богородицы в Суздальском кремле




Суздальский кремль строился на пряжении нескольких веков.
Его главное украшение Собор Рождества пресвятой Богородицы возводился трижды на одном и том же месте Владимиром Мономахом, Юрием Долгоруким и Всеволодом Большое Гнездо. Внутри собор - музей древнерусского искусства, где представлены древние фрески, уникальные иконы и старинные врата выполненные в технике "огненного золочения".
Святые врата Ризоположенского монастыря
Ризоположенский монастырь – один из немногих монастырей России основанный ещё до монгольского нашествия в 1207 году. Монастырь неразрывно связан с именем его настоятельницы – Ефросиньи Суздальской, православной святой, чьими молитвами по преданию он был спасён во время нашествия Батыя. До наших дней сохранилось «Житие Ефросиньи Суздальской», написанное иноком Спасо-Ефимьева монастыря Григорием. В монастыре находится Собор Положения риз Пресвятой Богородицы и самое высокое строение в Суздале Преподобенская колокольня, построенная в 1813-1816 годах в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Стены Спасо-Ефимиева монастыря
На высоком берегу Каменки расположился Спасо-Ефимьев монастырь, основанный в 1352 году как крепость, защищавшая Суздаль. За аркой нарядной проездной башни в центре монастыря находятся Спасо-Преображенский собор с фресками знаменитых живописцев Гурия Никитина и Силы Савина, большая звонница XVI- XVII веков, братский келейный корпус и другие памятники архитектуры. Здесь находится мавзолей национального героя Дмитрия Пожарского.
Суздальские книжники

Лаврентьевская летопись

Лаврентьевская летопись к памятникам Суздальской книжности относится благодаря Суздальскому архиепискому Дионисию, ставшему инициатором этой работы. Название получила по имени монаха Лаврентия, переписавшего большую часть текста. Сохранился в единственном пергаменном списке. Протограф Лаврентьевской летописи (свод 1305 г.) был создан при Тверском и великом князе Владимирском Михаиле Ярославиче, казненном в Орде. Свод 1305 г. не имел открытой антиорыднской направленности, но рассказы о нашествии Батыя, о расправе над князем Романом Рязанским, о расправе в Курском княжестве в 1283—84 гг. ярко рисовали жестокость завоевателей и производили сильное впечатление на читателей.
Через Троицкую летопись, Софийскую первую летопись, Новгородскую четвёртую летопись и Московский летописный свод конца 15 в. Лаврентьевская летопись оказала глубокое влияние на летописание 15–16 веков. В 18 в. рукопись попала к графу А. И. Мусину-Пушкину, который преподнёс её в дар императору Александру I , передавшему летопись в Императорскую публичную библиотеку (ныне РНБ).
Лаврентьеская летопись
She has been nominated for an Academy Award, two Grammy Awards, and the Mercury Prize

Первая редакция "Жития Александра Невского"

По предположению некоторых учёных, первая редакция «Жития Александра Невского была создана жителем северо-восточных земель — Суздаля или Владимира. Александр Невский в ней изображается прежде всего как Владимиро-Суздальский князь, его называют «солнцем
земли Суздальской».
Имя автора первоначальной редакции не известно. Некоторые сведения о нём есть в тексте: многое об Александре он знает по рассказам «своих отец домочадец». Автор не был участником Невской битвы о ней ему рассказали князь и другие участники.
Первоначальная редакция состоит из кратких рассказов об основных, с точки зрения автора, эпизодах из жизни Александра (битвы на Неве и Чудском озере, дипломатических отношениях с папой Римским и Ордой), которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. Все повествование насыщено библейскими цитатами и аналогиями; сравнения с Самсоном, Соломоном, Иосифом Прекрасным, Давидом, Иисусом Навином, Езекией подчеркивают вечный, вневременной характер деятельности Александра. Автор постоянно напоминает о небесном покровительстве князю, стремясь показать, что «на таковые Бог призирает», подчеркивает благочестивость Александра, вкладывает в его уста молитвы и обращения к Богу. Завершается первоначальная редакция описанием кончины князя и чуда с «душевной грамотой» (завещанием).

"Житие Ефросиньи Суздальской"

Данные о жизни и творчестве инока Григория известны только по упоминаниям о нем в его собственных произведениях. Наследие Григория посвящено местным суздальским святым: основателю суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Евфимию, Евфросинии Суздальской, суздальскому епископу Иоанну.
«Главным творением инока Григория является «Житие Евфросинии Суздальской», которое стало очень популярным чтением, оно сохранилось более чем в 60 списках XVI – XIX веков. Это очень хороший показатель для русской средневековой литературы», — Аркадий Тарасов, доцент исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Около 30 списков лицевые, то есть оформленные миниатюрами. В Житии отражаются события, произошедшие за несколько столетий до его составления так, как они сохранились в народной памяти. В тексте автор стремился точно передать топографические особенности Суздаля XIII века и рассказать о многих событиях времени Батыева нашествия.
История произведения удивительна – скорее всего, оно было подготовлено для канонизационных соборов, но не заинтересовало митрополита Макария и было утеряно. Спустя несколько десятилетий его обнаружили и представили Ивану Грозному. После чего житие стало набирать популярность у читателей.

Ферраро-Флорентийский цикл

В 1437 – 1440 гг вместе с митрополитом Исидором в посольство в Европу на Ферраро-Флорентийский Собор отправились суздальский епископ Авраамий (автор «Исхождение Авраамия Суждальскаго на осмый собор с митрополитом Исидором в лето 6945») , Симеон Суздальский (автор «Повести о восьмом Флорентийском соборе») и неизвестный суздалец, составивший самое раннее русское описание Западной Европы «Хождение во Флоренцию».
Епископ Авраамий подробно описан мистерии «Благовещение» и «Вознесение» в постановке Фео Белькари. В тексте автор не только передаёт содержание и ход этих представлений, но и описывает устройство сценических машин, помоста, цвет и рисунок занавеса, декорации, костюмы действующих лиц, световые и шумовые эффекты.
Семеон Суздальский поставил своей задачей описать события связанные только с Флорентийским собором. Повесть включает основные сведения о Соборе и сути церковных дебатов. Свою позицию автор определил уже в самом начале прений – он выступил против принятия унии и митрополита Исидора, за что впоследствии подвергся гонениям.
Путевые записки неизвестного суздальского книжника о русском посольстве в Италию известны под разными названиями: «Путешествие митрополита Исидора», «Дневник путешествия митрополита Исидора», «Путевые заметки неизвестного суздальца», «Хождение на Флорентийский собор», «Хождение во Флоренцию», и даже «Путешествие Симеона Суздальского».
Автор описывает внешний вид городов, поразивших его воображение, знакомится с местными легендами, интересуется языком и вероисповеданием населения, сообщает сведения об экономике, например, уделяет внимание ценам на иностранные товары.
Маршрут миссии проходил через Тверь, Торжок, Великий Новгород, Ригу, Любек, , Бруньзвиг (Брауншвейг), Липес (Лейпциг), Нурбехъ (Нюрберг), Авспрок (Аугсбург), Феррару, Флорензу (Флоренцию), Венецию, Краков, Львов, Смоленск и Вязьму.
Вот что пишет автор о Любеке – одном из важнейших центров Ганзейского союза: «И видьхом град велми чюденъ, и поля бяху, и горы невеликы, и садове красны, и полаты велми чюдны, позлащены врьхы, и монастыри в нем велми чюдны и силни. И товара в нем всякаго полно. А воды приведены в него, текут по всьмъ улицам, по трубам, а иные ис столповъ студены и сладкы».
Ферраро-Флорентийский цикл

"Краткий Суздальский летописец"

Единственный известный памятник непосредственно суздальского летописания. Вероятно, он был создан в 1645–1652 гг. в окружении суздальского архиепископа Серапиона и дошел до нас в одном списке середины XVII в. Его текст состоит из двух частей: перечня епархиальных архиереев Суздаля с древнейших времен по 1634 г. и общерусского летописца с записями за 1530–1645 гг. Источником древнейшей части Краткого Суздальского летописца стала Львовская летопись, один из списков которой хранился в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. В части же за 1530 – 1619 гг. он восходит к общему источнику с Ярославским летописцем 1640-х гг.; это неудивительно, поскольку возможный заказчик Краткого Суздальского летописца, архиепископ Серапион, до своего перевода в Суздаль был игуменом ярославского Толгского монастыря. Оригинальные известия обеих частей летописца основаны на записях местных синодиков, надгробных надписях и иных памятниках эпиграфики, возможно, бумагах Суздальского архиерейского дома, а также наблюдениях автора. Помимо перечня суздальских владык, летописец содержит два сообщения по истории Суздаля: о строительстве Ризоположенского собора в 1583–1584 гг. (эта дата была неизвестна) и о переносе в Суздаль останков князей
Шуйских в 1635 г. Краткий Суздальский летописец ввел в научный оборот петербургский историк Н. В. Белов в 2022 г., его текст не издан.

"Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале"

Собрание создано на основе древних записей, хранившихся в суздальских монастырях и церквях, доступ к которым Анания получил благодаря расположению епископа Суздальского Порфирия.
«Анания Фёдоров – отец суздальской истории и суздальский историограф с большой буквы. Вообще его значение для описания истории Суздаля сопоставимо со значением Карамзина для истории России в целом. Он работал как человек новой эпохи. В отличии от средневековых авторов он стремится к анализу материала, не просто сводит разные тексты между собой, он работает как историк, выбирая то, что представляется ему наиболее достоверным, создавая не противоречивую картину», — Аркадий Тарасов, доцент исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Анания Фёдоров родился в 1710 или 1711 году. С ранних лет он увлекся чтением. Не имея средств для приобретения печатных книг переписывал их. Его потомки сохранили, например, переписанную «Арифметику» Магницкого. Служил в храме чтецом, а после иподьяконом в суздальском кафедральном соборе. Полтора года он прожил в Санкт-Петербурге. По возвращению домой был произведён в сан священника и назначен ключарём Богородице-Рождественского собора. «Историческое собрание» написал в период между 1740 и 1761 годами.
"Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале" Анания Фёдоров